Главная Библиотека профконсультанта

Библиотека профконсультанта

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Сборник научных статей

 


Ответственный редактор: Ел.В. Мартыненко
Редакционная коллегия: И.А. Барышева, М.И. Волк, В.В. Кудрявцева, В.В. Матвиенко, П.А. Смирнов

Издательство: М.: РУДН, 2013. –116 с.

В сборник научных статей, подготовленный по итогам конференции-семинара «Организация профильного обучения в системе общего среднего образования в зарубежных странах», состоявшейся 23 октября 2013 года, вошли научные статьи и доклады учителей СОШ г.Москвы и Московской области, студентов, аспирантов и соискателей, в т.ч. из зарубежных стран, обучающихся по психолого-педагогическим направлениям подготовки. Настоящее издание ставит своей целью отразить развитие теорий и идей, которые активно обсуждаются практическим и научным психолого-педагогическим сообществом в последние годы.
Сборник предназначен учителям СОШ, педагогам СПО, ученым, аспирантам, студентам и специалистам-практикам для использования в научной, учебной и практической деятельности, а также для массового читателя.
 

Методическое обеспечение деятельности Совета по профильному обучению и методические рекомендации по профильному обучению. Учебно-методическое пособие

 


Авторы-составители: Ел.В. Мартыненко, В.В. Матвиенко, Д.В. Мамченков

Издательство: М.: РУДН, 2012. –116 с.

Данное пособие отражает ключевые аспекты Проекта 3.1.1., реализуемого в рамках Программы стратегического развития РУДН на 2012-2016 гг., таких как создание сети профильных классов РУДН, организация Методического совета по профильному обучению РУДН, методическое обеспечение деятельности совета,  разработка критериев отбора образовательных учреждений – участников сети профильных классов РУДН, разработку методических рекомендаций по профильному обучению.   
Учебно-методическое пособие предназначено специалистам в области профильного обучения, а также всем, кого интересуют вопросы довузовского образования.
 

 

Каталог действующих профильных классов при РУДН, лабораторий, предоставляющих возможность проведений занятий по программам профильного обучения

 


Автор-составитель: Ел.В. Мартыненко

Издательство: М.: РУДН, 2012. – 90 с.

Данный каталог подготовлен в рамках Проекта 3.1.1., реализуемого как часть Программы стратегического развития РУДН на 2012-2016 гг., и отражает концепцию профильного образования в РУДН через реализуемое взаимодействие университета с общеобразовательными школами г.Москвы. В каталоге также приведен перечень факультетов и лабораторий, предоставляющих возможность проведения профильной подготовки потенциальных абитуриентов и студентов.      
Настоящий каталог предназначен специалистам в области профильного обучения.
 

 

Ступени карьеры. Азбука профориентации

 


Автор: М. А. Бендюков, И. Л. Соломин

Издательство: Cпб.: изд. Речь, 2006. - 240 с. ISBN: 5-9268-04779

Книга предназначена главным образом для молодых людей, которые планируют свой профессиональный путь, выбирают профессию или учебное заведение, заняты поиском работы. Она ориентирована на выпускников школ, абитуриентов и студентов профессиональных учебных заведений, а также безработных и работающих людей, которые хотят сменить профессию или рабочее место. Кроме того, книга может быть полезна родителям, преподавателям, специалистам службы занятости, оказывающим помощь в профориентации и психологическую поддержку. Основная цель книги - помочь каждому подобрать себе профессию и работу в соответствии с собственными интересами, возможностями и потребностями рынка труда. С ее помощью можно самостоятельно ознакомиться с современным рынком труда и миром профессий, узнать свои профессиональные склонности и способности, составить и осуществить план своей профессиональной карьеры, эффективно трудоустроиться. В книге содержатся рекомендации по выбору профессии, учебного заведения, поиску работы и трудоустройству, психологические тесты для оценки своих профессионально важных качеств, информация о профессиях, основные сведения о юридических законах в области образования, труда и занятости. Книга написана живым языком, отличается доступностью изложения.

 

Активные методы в работе школьного психолога: сборник научных трудов

 

Отв. ред. Дубровина И.В.

Издательство: М.: изд. АПН СССР, 1989. - 165 с.

В сборнике представлены исследования, направленные на разработку и анализ активных методов - диагностико-коррекционных, развивающих для работы практического психолога с проблемами, наиболее значимыми для того или иного возраста. B числе этих проблем - готовность к школьному обучению, успеваемость и эмоциональное благополучие на первых этапах обучения, проблемы предпубертатного периода, трудности и проблемы подросткового и юношеского возраста, связанные, в частности, с личностным самоопределением. Дается анализ опыта проведения деловых игр с педагогами, опыта психологической помощи детям в экстремальных.

 

Введение в профессию «психолог»

 


 

Автор: Вачков И.В.,   Гриншпун И.Б.,   Пряжников Н.С.

Издательство: М.: МПСИ , 2004 г., 463 стр.

В предлагаемом учебном пособии в доступной форме дается представление о психологии как науке, излагаются ключевые моменты профессиональной деятельности психолога-исследователя и психолога-практика, обсуждаются основы организации работы психологов во взаимодействии со смежными специалистами, рассматриваются вопросы профессионального становления студента-психолога и совершенствования специалиста-психолога по окончании вуза, даются полезные советы студентам и преподавателям по организации учебно-профессиональной деятельности. Пособие адресовано студентам и преподавателям психологических факультетов.

 

 

Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников

 

Автор: Пряжников Н.С.,   Пряжникова Е.Ю.


Издательство: М.: ИД "Первое сентября" , 2004


Книга адресована классным руководителям и школьным психологам, работающим с подростками. Предложенный теоретический и практический материал поможет в организации и проведении профориентационных занятий и профконсультаций, а также может использоваться старшеклассниками для самостоятельной работы.

 

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации

 


Издательство: Петрозаводск: "Петроком", 1992. — 318с.

 

Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие

 


Автор: Пряжников Н.С.


Издательство: Издательства: МПСИ, НПО "МОДЭК", 2002 г. Твердый переплет, 400 стр.


В данной работе представлены теоретико-методологические основы активизации клиентов в ходе индивидуальных и групповых профориентационных занятий. Подробно описаны разные группы активизирующих авторских методик. При этом многие методики значительно модифицированы и усовершенствованы по сравнению с предыдущими изданиями. Важное внимание уделяется самой организации профориентационной помощи с использованием данных методик, а также рассматриваются вопросы самостоятельной модификации этих методик силами самихпрофконсультантов (в зависимости от специфики решаемых профориентационных задач).

 

На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 1: Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг

 


Автор: Фопель К.


Издательство: М.: Генезис , 2008. - 208 с.


Это издание открывает серию из четырех книг, объединенных общим названием «На пороге взрослой жизни…». В книгах представлены игры и упражнения, предназначенные для работы с основными проблемами подросткового и юношеского возрастов. Основные темы первой книги — прояснение целей, ценностей, интересов; учеба и досуг; работа и профессиональное самоопределение. Книга адресована психологам и педагогам. Она также может представлять ценность для родителей, которым важно понимать своих детей.

 

На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 4. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество

 


Автор: Фопель К.


Издательство: М.: Генезис , 2008. - 179 с.


Одна из книг, объединенных общим названием «На пороге взрослой жизни…». В книгах представлены игры и упражнения, предназначенные для работы с основными проблемами подросткового и юношеского возрастов. Основные темы этой книги — планирование жизни, решение проблем, сотрудничество. Книга адресована психологам и педагогам. Она также может представлять интерес для родителей, которым важно понимать своих детей.

 

Повышение социальной компетентности детей и подростков. Фильмотека

 


Автор: Коблик Е.Г.


Издательство: М.: Генезис , 2007. – 136 с.


Повышение социальной компетентности детей и подростков — задача чрезвычайно важная, особенно если речь идет о детях-сиротах. Авторы предлагают, наряду с традиционными методами психологической работы, использовать для этой цели совместный просмотр и обсуждение кинофильмов. Такие занятия помогают строить доверительные отношения с детьми, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для них вопросы. Эмоциональное проживание, идентификация с героями кинофильмов дает детям уникальную возможность увидеть разнообразие человеческих реакций, поведения, отношения к жизни, осознать свои собственные.

 

Профориентационная поддержка старшеклассников

 


Автор: Черникова Т.В.


Издательство: М.: Глобус , 2006, 256 стр.


Учебно-методическое пособие посвящено актуальному вопросу организации профориентационной работы в профильной школе. Предложенный автором подход позволил систематизировать диагностические и учебно-методические материалы для применения их классными руководителями, организаторами воспитательной работы, социальными педагогами и школьными психологами в образовательных учреждениях с профильным обучением. Книга послужит универсальным справочным пособием всем специалистам, занятым профориентационной работой со старшеклассниками в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

 

Профориентация

 


Автор: Пряжников Н.С.,   Пряжникова Е.Ю.


Издательство: М.: Academia , 2005, 496 стр.


В пособии изложены современные представления о профессиональном и личностном самоопределении, основы "профориентации" и профотбора. Затронуты такие вопросы, как этика профконсультирования, организация и планирование труда профконсультанта. Особое внимание уделено активным методам профконсультирования: представлены оригинальные авторские методики для практической работы с самоопределяющимися подростками и взрослыми клиентами. Предложены разные варианты проведения профконсультационной работы с клиентами, имеющими различные ценностно-смысловые ориентации, а также, рассчитанные на профконсультантов.

 

Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости

 


Автор: Павлова Т.Л.


Издательство: М.: Сфера , 2005, 128 стр.


В книге рассматривается психологическая классификация профессий, содержится комплекс методик, позволяющих с достаточной степенью достоверности определить профессионально значимые качества старшеклассника и помочь ему определиться в выборе профессии. Автор также предлагает программу занятий по развитию профессиональной зрелости. Для психологов, классных руководителей, заместителей директора по воспитательной работе, родителей и старшеклассников.

 

Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки

 


Автор: Резапкина Г.В.


Издательство: М.: Генезис , 2005. - 208 с.


В учебно-методическом пособии изложена программа учебного курса "Психология и выбор профессии". В нем содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики и справочные материалы. Цель программы - сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда. В комплект входит Рабочая тетрадь учащегося, что значительно повышает эффективность занятий. Издание предназначено для педагогов, психологов, студентов педагогических и психологических вузов, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением.

 

Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося

 


Автор: Резапкина Г.В.


Издательство: М.: Генезис , 2009 - 114 стр.


Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекта «Психология и выбор профессии». В нее включены основные задания, бланки для ответов, тестовые стимульные материалы, а также памятки для учащихся. Программа курса и подробные сценарии занятий приведены в пособии для психологов и педагогов. Для учащихся старших классов средней школы.

 

Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

 


Автор: Пряжников Н.С.,   Пряжникова Е.Ю.


Издательство: М.: Издательский центр «Академия» , 2004 г. — 480 c.


В учебном пособии даются традиционные представления о теории и практике психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько парадоксальные рассуждения авторов о сущности и ценности труда в современной России помогут студенту сформировать свое отношение к обсуждаемым темам, понять значимость честного квалифицированного труда для повышения чувства собственного достоинства.

 

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров

 


Автор: Пряжникова Е.Ю.


Издательство: М.: Юрайт Серия: Бакалавр. Базовый курс , Страниц: 520


В данном учебнике представлен материал, необходимый для знакомства слушателей с основами психологии труда и мира профессий. Основной акцент в работе сделан на подготовку современных школьников и молодых людей к вступлению в профессиональную жизнь, которой будет посвящено основное время их жизнедеятельности. Ведущей темой учебника является тема профориентационной работы с молодежью в системе образования. Книга дополнена интересным методическим материалом, апробированным в общеобразовательных учреждениях г. Москвы и других регионах страны. Соответствует Федеральному государственному образовательному.

 

Секреты выбора профессии или Путеводитель выпускника

 


Автор: Резапкина Г.В.


Издательство: М.: Генезис , 2005. - 144 с.


В книге собрана информация, необходимая выпускникам для осознанного выбора профессии и планирования карьеры: профориентационные методики, рекомендации психологов, адреса учебных заведений и многое другое. Материалы книги могут быть использованы учителями и школьными психологами в ходу предпрофильной подготовки учащихся.

 

100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов

 

Автор: А.Грецов,Т. Бедарева.

Издательство: СПб.: Питер, 2005.-272 с.: ил.


Книга поможет вам сориентироваться в мире профессий, подскажет, какие профессии сегодня популярны среди молодежи и как выбрать ту из них, которая будет соответствовать именно вашим потребностям и интересам. Адресована она старшеклассникам, их родителям и всем тем, кто заинтересован в профессиональном самоопределении; полезна будет также психологам и педагогам  работающим с молодежью. Скучать при чтении вам явно не придется : ведь авторы включили в книгу интервью с самыми успешными в своей профессии людьми, а каждая глава, посвященная той или иной специальности, заканчивается веселым анекдотом о ней.

 

Выбираем профессию: советы практического психолога

 

Автор: А.Грецов.

Издательство: СПб.: Питер, 2009.- 224с.: ил.

Каковы типичные ошибки на пути выбора  профессии и как их избежать? Что такое способности? Как перейти от размышлений о своем будущем к конкретным действиям : выбрать место обучения, подготовиться к вступительным экзаменам? Книга поможет ответить на эти и многие другие вопросы. Адресована прежде всего подросткам, но будет интересна также родителям, учителям и практическим психологам.

 

Психология жизненного успеха : для старшеклассников и студентов

 

Автор: А.Грецов.

Издетальство: СПб.: Питер, 2008.- 208с.: ил.

Кто –то добивается в своей жизни очень и очень многого: получает признание, делает карьеру, неплохо зарабатывает. А кто –то, наоборот, ничего достигнуть не может, и все начинания, за которые он берется, заканчиваются провалом. От чего это зависит? Как научиться быть тем, кому открыты пути к успеху, росту, развитию? Книга посвящена поиску ответов на эти непростые вопросы .Вы узнаете о тех психологических особенностях, которые отличают «победителей по жизни» от неудачников. Познакомитесь с тем, какими способами можно преодолеть возникшие затруднения и поймете, как именно можно достигнуть успеха в различных сферах деятельности.

 

Выбор профессии :тренинг для подростков

 

Автор: Ю. Тюшев.

Издательство: СПб.: Питер, 2009.-160с.:ил.-(Серия «Практическая психология»)
 

Эта книга – практическое пособие. Предназначена в первую очередь школьным психологам, учителям, родителям и всем, кто работает с молодежью. В ней кратко излагается концепция жизненного самоопределения и дается полное описание всех процедур тренинга для подростков, в том числе упражнений и игр. На основе данных материалов можно разработать собственные программы тренингов.

 

Энциклопедия для детей. Выбор профессии

 

Под.ред. М. Аксенова

Издательство: М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2006. – 432 с.:ил.


Книга интересно, объективно и доступно знакомит с миром профессиональной деятельности, позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения как на закономерный этап развития человека. Подробно рассматриваются факты, влияющие на выбор профессии.

 

Профессии научных работников: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников

 

Автор: Е. А. Климов

Издательство: М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.


Цель данной книги – помочь читателю сориентироваться в мире профессий работников науки. В ней рассказывается о науке как особой сфере труда, о том, какие специальности существуют внутри научной деятельности, какой тип человека им соответствует, какие черты характера и наклонности способствуют успешному профессиональному продвижению в науке.

 

Профессии работников сферы обслуживания: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников

 

Под ред. И. Ю. Ляпиной, Т. Л. Служевской. 

Издательство: М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.


Авторы достаточно полно и всесторонне рассказывают о различных видах деятельности в сфере обслуживания, о содержании труда и требованиях к работникам, о возможностях трудоустройства и перспективах профессионального роста. В ней много занимательного материала и полезных советов.

 

Инженер третьего тысячелетия: учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников

Автор: П. С. Лернер

Издательство: М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.


Книга предназначена тем, кто свою профессиональную будущность связывает с техникой, технологиями, производством материальных ценностей.

 

Секреты успешного трудоустройства или как продать себя подороже

 

Автор: Т.Н. Орлова.

Издательство: М.; АСТ; СПб.: Ост, 2006. – 236 с.


Книга санкт-петербургского психолога посвящена проблеме эффективного трудоустройства. Обобщая свой многолетний опыт в сфере подбора персонала, автор предлагает желающим найти любимую работу за хорошие деньги, дает четкий пошаговый план действий, предупреждает о возможных "подводных камнях", дает советы и практические рекомендации, приводит конкретные примеры из жизни соискателей.

 

Психология профессионального развития: учебное пособие для психологов

 

Автор: Э. Ф. Зеер.

Издательство: 3е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 239 с.

В учебном пособии излагаются теоретико-методологические основы профессионального развития, рассматриваются его метапсихологические категории, особенности становления субъекта профессиональной деятельности. Представлены развивающие образовательные технологии. Анализируются психологические барьеры профессионального развития личности.

 

Индивидуальность и профессия

 
 Автор: Борисова Е.М.,   Логинова Г.П.
Издательство: М.: Знание , 1991.- 78 с.

 

Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками

 

Автор: Логинова Г.П.
Издательство: М.: 1993 г.

 

Профессиональное и личностное самоопределение

 

Автор: Пряжников Н.С.

Издательство: М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.

В пособии раскрываются теоретико-методологические и культурологические основания современной профконсультации. Значительное место уделяется описанию конкретных активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения, предназначенных для индивидуальной и групповой работы с подростками и взрослыми клиентами. Особый акцент сделан на ценностно-нравственной стороне самоопределения в условиях духовной растерянности и общей неопределенности, характерной для сегодняшней России. Книга рассчитана на практических психологов, профконсультантов, социальных работников и педагогов, работающих.

 
Активные методы профессионального самоопределения

 

Автор: Пряжников Н.С.

Издательство: М.: МГППУ , АНО «Центр «Развивающее образование»», 2001. - 86 с.

Данное пособие является второй частью курса «Профессиональное самоопределение» (первая часть - «Теория и практика профессионального самоопределения» — вышла в 1999 г.). В нем рассматриваются основы построения диалогичного взаимодействия с самоопределяющимися подростками, анализируются понятия «активность», «активизация», «активизирующая профконсультационная методика». Предлагаются практико-ориентированные советы и рекомендации по планированию и проведению профориентационных занятий и профконсультаций с использованием активных форм и методов работы. Рассматриваются вопросы самостоятельной модификации.