Главная Конференция-вебинар «Я – успешный учитель! Формируем критерии успеха»

Конференция-вебинар «Я – успешный учитель! Формируем критерии успеха»

 

28 февраля 2018 года в рамках реализации Программы повышения конкурентоспособности РУДН среди ведущих мировых научно-образовательных центров «5-100», а также достижения показателей раздела VII «Способные студенты – успешные выпускники» Программы комплексной модернизации РУДН состоялась конференция-вебинар «Я – успешный учитель! Формируем критерии успеха».

Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Но только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.

 

 

Началась регистрация очных участников конференции-вебинара

Сегодня в образовательном пространстве формируется новый тип учителя, обладающего потребностью и готовностью решать сложные образовательные проблемы в условиях педагогического творчества и вариативности образования. Возникла необходимость в определении модели педагога новой формации с набором профессиональных компетенций, над разработкой которых в научно-педагогических и психологических кругах сегодня идет активная работа.

 

 

Участники конференции-вебинара изучают рекламно-справочные материалы РУДН

Оперируя понятием «педагог новой формации», сегодня в профессиональных кругах осознают, что за этим скрывается определенный круг реалий, которые и обсуждались на конференции-вебинаре, целью которой стало обеспечение возможностей для повышения профессиональной компетентности, самосовершенствования и самореализации педагогов и руководителей организаций образования.

На научно-методическое мероприятие были приглашены учителя СОШ, преподаватели учреждений СПО, заместители директоров по воспитательной, научной и учебно-методической работе, психологи и специалисты-практики, занимающиеся исследованиями в области работы со школьниками всех звеньев обучения.

 

 

 

Участники конференции-вебинара в процессе освоения материала

Координатором конференции-вебинара выступил руководитель Школы педагогического искусства, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы (МАНВШ), академик Международной педагогической академии (МПА) Вячеслав Ильич Казаренков.

Конференция-вебинар была организована в очно-дистанционной форме: желающие лично принять участие в общении с академиком собрались в мультимедийной аудитории № 104 ЦМДО «Уникум» (на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН); остальные слушатели подключились к научно-методическому мероприятию через сеть Интернет с помощью специального сервиса для проведения вебинаров «Mirapolis Virtual Room».

Технологии дистанционного общения, отработанные в РУДН на базе ЦМДО «Уникум», позволили всем участникам слышать и видеть друг друга, задавать и отвечать на вопросы.

 

 

Академик В. И. Казаренков во взаимодействии с очными участниками и онлайн-слушателями конференции-вебинара

В конференции-вебинаре 30 учителей-предметников приняли очное участие, к онлайн-трансляции подключились 64 слушателя как из школ-партнеров РУДН, так и образовательных учреждений, которые впервые стали налаживать контакты с нашим университетом.

В конференции-вебинаре активно участвовали педагоги и административно-управленческий персонал школ из таких городов и городских округов Московской области, как Павловский Посад, Видное, Луховицы, Троицк, Балашиха, Наро-Фоминск, Люберцы, Подольск, Дмитров, Можайск, Жуковский, Зеленоград, Электросталь, Орехово-Зуевский муниципальный район.

 

 

 

 

Координатор вебинара отвечает на вопросы

Среди участников вебинара были и магистры-психологи, решившие повысить уровень своих знаний в специализированной области и применить их во время прохождения практик в средних общеобразовательных учреждениях.

Координатор вебинара академик В. И. Казаренков ходе мероприятия детально рассмотрел со школьными учителями следующие группы критериев:

  • педагогические критерии успешности учителя,
  • психологические критерии успешности учителя,
  • профессионально-личностные критерии успешности учителя.

К педагогическим критериям приглашенный академик отнес уровень обученности учеников, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, состояние исследовательской работы и работы по самообразованию, образование педагогов и повышение их квалификации, инновационная деятельность, способность педагога к самоанализу и рефлексии.

Настоящий учитель, подчеркнул координатор вебинара, должен соответствовать и ряду психологических критериев, вреди которых умение вызвать интерес к своему предмету, повышать мотивацию ученика, настроить его на сознательное обучение. Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему и зачем надо учиться.

Академик затронул также вопрос формального преподавания, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

Присутствующие учителя посетовали, что документации, сопровождающей учебный процесс, становится все больше, огромное количество времени тратится на заполнение отчетных бумаг, и преподавание, действительно, иногда становится формальным.

В. И. Казаренков на это ответил, что с самых первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду.

Учитель обязательно должен помнить, что существуют индивидуальные особенности каждого ученика. Между школьниками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – двигательный. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Нельзя подходить с одинаковыми требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности помогают в заучивании текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.).

Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Логичнее ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями всегда должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае учитель сталкивается с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, когда возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.

 

 

Школьные учителя с интересом слушают академика

Говоря о профессионально-личностных критериях успешности учителя, академик В.И. Казаренков отметил, что специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима – эмоциональность, выразительность речи, творческое начало личности, организаторские способности, настойчивость и дисциплинированность, а также чувство юмора.

Школьные учителя активно включились в работу конференции-вебинара и в ходе возникшей дискуссии пришли к выводу, что о работе учителя судят всегда по конечному результату, и чтобы избежать ошибок, важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности своей работы. Поэтому проведение подобных встреч, а в условиях дефицита времени с применением онлайновых технологий, актуально и необходимо, чтобы в процессе обсуждения выявить критерии успешной и качественной работы учителя.

Несмотря на то, что некоторые участники впервые столкнулись с такой формой проведения конференции, в процессе вебинара им удалось освоиться с особенностями онлайн-общения, а многие оценили удобство такой формы научно-методического контакта, отметив при этом, что сегодня даже школы поселков и деревень Московской области технически очень хорошо оснащены.

 

 

Очные участники получили заслуженные сертификаты

По окончании конференции-вебинара участники позитивно отзывались о прошедшем общении, благодарили организаторов.

Запись конференции вебинара находится в свободном доступе.

Участникам конференции, присутствовавшим очно, были вручены сертификаты о прохождении вебинара и комплекты рекламно-информационных материалов РУДН.