Главная Конференция «Организационно-педагогические условия адаптации школьников к обучению в вузе»

Конференция «Организационно-педагогические условия адаптации школьников к обучению в вузе»

 

Электронный сборник тезисов докладов (статей) участников конференции

Фотоматериалы конференции

26 октября 2017 года в целях достижения показателей раздела VII «Способные студенты – успешные выпускники» Программы комплексной модернизации РУДН на 2015-2020 состоялась научно-практическая конференция «Организационно-педагогические условия адаптации школьников к обучению в вузе в процессе довузовской подготовки».

К участию в традиционной осенней конференции были приглашены учителя СОШ, заместители директоров средних общеобразовательных и профессиональных учреждений по воспитательной, научной и учебно-методической работе г. Москвы и Московской области, психологи, студенты старших курсов, аспиранты, специалисты-практики, занимающиеся исследованиями в области оптимизации профильного и довузовского обучения.
Поступление в вуз выпускников школ зачастую сопровождается психолого-педагогическими проблемами, эмоциональными переживаниями, изменением социального самочувствия – первокурснику требуется определенный период адаптации.

Фактором, обеспечивающим успешную адаптацию школьников в вузе, является довузовская подготовка. По данным исследователей, около 70% студентов испытывают трудности в обучении, связанные с разницей в организации школьного и вузовского образования, однако среди студентов, не проходивших довузовскую подготовку, таких намного больше. Следует отметить, что довузовская подготовка учащихся, организованная на базе школы, тормозит процесс их адаптации к обучению в вузе и готовит просто к успешной сдаче ЕГЭ, поскольку занятия по программе довузовской подготовки проводят учителя школы привычными для выпускников школ методами и формами обучения.

Улучшение позиций российского образования в мировых рейтингах невозможно без студента и преподавателя нового уровня, новой формации. Но при этом, как никогда важно сохранить традиции отечественной науки и педагогики, в частности.

Как отметила председатель Оргкомитета конференции профессор Елена Викторовна Мартыненко, РУДН нужны способные студенты, четко ставящие перед собой конкретные цели, идущие вперед и не пасующие перед трудностями в научно-исследовательской работе. И то, каким будет студент российского вуза завтрашнего дня, во многом зависит от школьных учителей и методах их работы.

Этот тезис был положен в основу комплекса проблемно-тематических направлений, рассмотренных на конференции:

  • Адаптация будущих студентов к условиям вузовской системы как педагогическая задача.
  • Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ: проблемы и решения.
  • Вопросы кадрового и методического обеспечения педагогической работы в процессе довузовской подготовки.
  • Эффективность довузовской подготовки учащихся: плюсы и минусы.
  • Взаимодействие вузов и школ как необходимое звено в целях совершенствования довузовской деятельности.
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях довузовской подготовки.
  • Подготовка к ЕГЭ: школа, курсы, репетиторство?
     

На открытии конференции прозвучал тезис, что поддержка молодежи является одним из государственных приоритетных направлений в образовательной сфере. Такое направление, предусмотренное в рамках национального проекта «Образование», необходимо для обеспечения надлежащих условий, в которых российская молодежь сможет реализовать свой инновационный потенциал. И такие условия в Российском университете дружбы народов созданы.

Пленарное заседание научно-практической конференции было построено по классическим канонам – перед слушателями выступали ученые и практики, которые в ходе своих докладов пришли к единым взаимодополняющим выводам.

Открыла пленарное заседание доктор психологических наук, профессор Тверского государственного университета, специалист в области социально-психологических особенностей молодежной политики и адаптации молодых специалистов Людмила Жалаловна Караванова.

В своем научном сообщении «Психолого-педагогическое сопровождение развития профессионализма в период обучения в вузе» профессор назвала «четыре столпа», на которых основывается образование, сформулированные президентом Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке Жаком Делором: «научиться познавать», «научиться делать», «научиться жить вместе», «научиться просто быть», что, по сути, и определяет сегодня основные глобальные компетентности.

Людмила Жалаловна также привела примеры из своих научных исследований, подчеркнув, что согласно последним социальным данным, сегодня в обществе изменились ценностные ориентиры. Если на первом месте из ценностей остается здоровье, то на втором месте стоят уже работа и карьера, которые сместили с этой позиции такую важную общественную составляющую, как семья.

Доклад следующего выступающего – генерального директора Центра психологии «Who am I» при поддержке Российской академии наук, специалиста в области разработки и реализации новых методов определения задатков, способностей и выявления ресурсов человека Людмилы Викторовны Салоид – был посвящен профессиональному самоопределению выпускников общеобразовательных школ, существующим в этой области проблемам и путям их решения.

К проблемам спикер отнесла позднюю профориентацию школьников, отсутствие системной работы и низкую информированность родителей о сроках и способах качественной профориентации. Директор Центра психологии утверждала, что профориентация в 9-11 классах, как правило, неэффективна, поскольку должна проводиться на более ранних этапах обучения.

Последствиями поздней или неправильной профориентации Людмила Викторовна назвала выбор школьниками вуза (профессии) по принципу «так сложилось», низкую мотивацию, депрессию и высокие личностные риски.
Директор Центра также дала присутствующим несколько практических рекомендаций, которые участники конференции с благодарностью приняли.

В заключение своего выступления докладчик поблагодарила Российский университет дружбы народов за возможность участвовать в научно-практической конференции и отметила, что РУДН, проводя ежегодные встречи научно-практического профессионального педагогического сообщества, выгодно отличается от других вузов России, с которыми Центр психологии «Who am I» сотрудничает, поскольку регулярных конференций по таким актуальным проблематикам у них нет.

Завершило пленарное заседание конференции выступление главного методиста ГБОУ «Школа «Марьино» имени маршала авиации А.Е. Голованова» Олеси Владимировны Самсоновой на тему «Особенности профессионального самоопределения школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта».

Школьный методист в своем обстоятельном докладе констатировала, что состояние профориентационной сферы в современной России может быть охарактеризовано как переходный этап  и сегодня становится очевидным, что сферу профориентации нельзя изменить одномоментно, поскольку, во-первых, в ней довольно противоречиво переплетаются государственные и рыночные, манипулятивные и гуманистические подходы; во-вторых, создавать нужно совершенно новую многоуровневую и многокомпонентную систему; в-третьих, социально-экономическая ситуация постоянно изменяется, и прогнозировать эти изменения очень затруднительно.

Во второй части научно-практической конференции  участники продолжили работу на секциях, где имели возможность высказать свою позицию по тем или иным вопросам в области довузовской подготовки и профильного обучения, а также принять участие в оживленной дискуссии.

Работа конференции анонсировалась в популярных в молодежной среде социальных-сетях, в частности, сети Instagram.

По итогам работы научно-практической конференции «Организационно-педагогические условия адаптации школьников к обучению в вузе в процессе довузовской подготовки» подготовлен электронный сборник тезисов докладов (статей) участников конференции.