Главная Конференция «Профильное обучение старшеклассников как педагогическая проблема»

Конференция «Профильное обучение старшеклассников как педагогическая проблема»

 

Скачать: 

 

23 октября 2014 года в целях реализации Подпроекта 3.2.1.1. ««Создание сети профильных классов РУДН»» Программы стратегического развития РУДН на 2012-2016 гг. в 2014 г., связанной с разработкой системы мероприятий, направленных на интеграцию подходов вуза и школы к становлению личности будущего профессионала, а также стимулирование учебной и научной активности учащихся средних общеобразовательных учреждений, состоялась научно-практическая конференция «Профильное обучение старшеклассников как педагогическая проблема». На конференцию были приглашены учителя СОШ, преподаватели СПО, заместители директоров средних общеобразовательных и профессиональных учреждений по воспитательной и учебно-методической работе г.Москвы и Московской области, психологи, студенты старших курсов, аспиранты, соискатели, докторанты, молодые ученые, специалисты-практики, занимающиеся вопросами профильной и предпрофильной подготовки.

Социально-экономические перемены в жизни современного российского общества неизбежно вовлекают в этот процесс и общеобразовательную школу. Направленность школьного обучения на формирование культуры жизненного самоопределения наиболее отчетливо проявляется в профильном образовании. Профильное профессионально-направленное образование характеризуется как личностно ориентированное, предоставляющее личности широкий спектр возможностей выбора своей судьбы, готовящее школьника к жизни в условиях комплексных глобальных проблем и социальных перемен.

Цель современного российского образования – помочь ребёнку построить первичный вектор его ближайшего развития, дать ему возможность ответить на вопрос: как он может развивать то индивидуальное, что у него есть, чтобы двигаться по пути построения своей личности.

Современный выпускник средней школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, нужных ему для самореализации в условиях постоянного выбора. Поэтому неслучайно важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является её ориентация не только на усвоение обучающимся определенной системы знаний, но и на развитие его личности, учет интересов, склонностей, способностей в соответствии с профессиональными интересами и намерениями продолжения образования.

Этот тезис был положен в основу комплекса проблемно-тематических направлений, рассмотренных на конференции:

  • Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения.
  • Элективные курсы в системе профильного обучения старшеклассников.
  • Опыт профильного обучения в российской школе и состояние проблемы на современном этапе (из опыта своей работы). 
  • Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий и дистанционного подхода в профильном обучении.
  • Выбор профиля: осознанный выбор ученика или «подсказка» родителя и учителя.
  • ЕГЭ и профильное обучение: плюсы и минусы.

 

Пленарное заседание открыл директор Центра социальной и трудовой адаптации и профессиональной ориентации «Гагаринский» Юрий Валерьевич Кунцев. В своем докладе «Сетевые формы реализации образовательных программ в старшей школе» психолог разъяснил статью 15 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. Как отметил Юрий Кунцев, данная форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и такими организациями могут быть как российские, так и иностранные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность. В рамках организации сетевой формы реализации образовательных программ возможны два случая: когда используются ресурсы нескольких предприятий, чья деятельность связана с образованием, и когда участники сетевой формы реализации создают и утверждают совместную образовательную программу.

В докладе следующего выступающего – профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, специалиста в сфере когнитивно-стилевой организации личности Елены Владимировны Беловол были затронуты вопросы специфики психолого-педагогического сопровождения профильного обучения. В серьезном научном сообщении профессор раскрывала принципы выявления индивидуальных особенностей, склонностей и интересов учащихся; говорила о необходимости систематического  отслеживания психолого-педагогического статуса и динамики психического развития ребенка, а также о решении проблем с выбором образовательного и профессионального маршрута, в том числе и о проблемах взаимоотношений ученика со сверстниками, учителями, родителями.

Завершило пленарное заседание сообщение учителя русского языка и литературы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №25 г. Ярославля Елены Александровны Гусевой. Школьный учитель на интересных примерах из опыта своей работы рассказала, какие проблемы стоят перед учителями-предметниками в условиях профилизации образования.  Являясь учителем русского языка и литературы в школе с физико-математическим уклоном, Елена Гусева сумела привить любовь к чтению русской и мировой литературы у своих учеников.

Во второй части научно-практической конференции  участники продолжили работу на секциях «Опыт профильного обучения в российской школе и состояние проблемы на современном этапе» и «ЕГЭ и профильное обучение: плюсы и минусы», где имели возможность высказать свою позицию по тем или иным вопросам в области российского образования и принять участие в оживленной дискуссии.

Общий итог встречи школьных учителей, психологов, молодых исследователей выразился в признании того факта, что профильное обучение с учетом психолого-педагогического сопровождения в российских школах необходимо, а Единый государственный экзамен при условии его усовершенствования также имеет право на существование как один из вариантов итоговой аттестации выпускников школ.      

 

Настоящий сборник – итог работы научно-практической конференции «Профильное обучение старшеклассников как педагогическая проблема».   
 

Председатель Оргкомитета,
доктор политических наук, профессор,
проректор по связям с общественностью РУДН
                       Е.В. МАРТЫНЕНКО