Главная Круглый стол «Поэтапное профессиональное самоопределение школьников»

Круглый стол «Поэтапное профессиональное самоопределение школьников»

 

Сборник тезисов докладов (статей) "Поэтапное профессиональное самоопределение школьников" (скачать)

Фотографии Круглого стола

Анкета-заявка участника Круглого стола (скачать)

Информационное письмо (скачать)

 

 

В рамках реализации Раздела VII Программы комплексной модернизации РУДН на 2015-2020 гг. 23 марта 2017 года состоялся Круглый стол «Поэтапное профессиональное самоопределение школьников».

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.  

Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых.

Самостоятельный выбор профессии подобен «второму рождению человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Такая постановка проблемы определила цель проведенного Круглого стола – рассмотреть систему профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы, направленную на  формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

В заседании Круглого стола приняли участие 32 человека – учителя СОШ, заместители директоров средних общеобразовательных и профессиональных учреждений по воспитательной, научной и учебно-методической работе г. Москвы и Московской области, школьные психологи, молодые ученые, специалисты-практики, занимающиеся исследованиями в области предпрофильной, профильной и довузовской подготовки.

Модератором круглого стола выступил руководитель Школы педагогического искусства, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы (МАНВШ), академик Международной педагогической академии (МПА) Вячеслав Ильич Казаренков. 

В ходе заседания Круглого стола обсуждались следующие вопросы:
Субъекты и факторы влияния на самоопределение старшеклассников при выборе профессии.
Ценностные характеристики профессии (компаративный анализ).
Алгоритм (методики) грамотного про¬фессионального и личностного самоопределения школьника. 
Классические ошибки в выборе профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение  профессионального самоопределения школьников.
 
Академик В. И. Казаренков детально рассмотрел с участниками так называемые «8 углов ситуации выбора профессии» по классификации ведущего специалиста СССР и России в области психологии профессиоведения Е. А. Климова:
– позицию старших членов семьи;
– позицию товарищей, подруг (сверстников);
– позицию учителей, школьных педагогов, классного руководителя;
– личные профессиональные планы;
– способности;
– уровень притязаний на общественное признание;
– информированность как важный фактор выбора профессии;
– склонности, проявляемые и формирующиеся в деятельности. 
 
Далее со своими сообщениями выступили школьные учителя.
 
Учитель английского языка ГБОУ «Лицей № 1158» г. Москвы Лариса Павловна Куриленко представила доклад «Оптимизация учебного труда на основе организации успешной деятельности учащихся».
 В своей презентации учитель акцентировала внимание на том, что формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. На основе проведенного анализа организации деятельности учащихся Л. П. Куриленко сделала вывод, что обучение современных учеников должно проходить исключительно в комфортной для них образовательной среде, управляющим звеном которой является преподаватель. Эффективность управления образовательной средой определяется быстродействием обратной связи в системе «преподаватель-ученик» на основе использования интернет-ресурсов, которые вытесняют книги, несмотря на все усилия учителей прямо или косвенно
 противостоять этому, что не является верным.
 
 
 
Следующим докладчиком выступила заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ гимназия №16 «Интерес» Люберецкого муниципального района Московской области Наталия Викторовна Мазурина.  
В обращении к участникам, которое Наталия Викторовна назвала «Новые формы организации учебного процесса в 
профильных классах современной школы», был сделан акцент на презентации учебного плана профильных классов и   индивидуально ориентированных планов, разработанных 
в МБОУ гимназия №16 «Интерес». Школьных учителей заинтересовала новаторская метапредметная модель гимназии «Оркестр», направленная на совместную деятельность педагогов и учеников на основе современных возможностей в области распространения информации. На слайдах докладчик продемонстрировала следующие направления деятельности новаторского образовательного проекта «Оркестр»: «Мультистудию», «Киноклуб», «Робототехнику», «Лабораторию исследователей», «Журналистку», «Выездной экскурсионный отдел».    
В заключении Н. В. Мазурина высказала пожелание продолжить совместную работу гимназии №16 «Интерес» и Российского университета дружбы народов, заключив договор о сотрудничестве, а также с радостью приняла предложения организаторов Круглого стола поучаствовать со своими учениками в ежегодном конкурсе школьных проектов, который  традиционно проводится в РУДН в мае. 
 
 
 
В продолжение заседания выступила учитель английского
языка этой же гимназии Нина Андреевна Бузуверова, которая в рамках своего доклада «Мотивация учащихся 
 физико-математических классов к изучению английского языка» продемонстрировала собравшимся фильм о проектной деятельности школьников, направленной на их дальнейшее профессиональное самоопределение, и привела яркие примеры, что без знания английского языка в современном мире науки и техники существовать уже невозможно. Особый интерес у собравшихся вызвал небольшой сюжет об ученике 5 математического класса Ростиславе Жеребилове, который сконструировал робота, собирающего кубик Рубика за 40 секунд.
 
 
 
Круглый стол завершился на лирической ноте. Все собравшиеся признали, что каждый молодой человек явно или тайно надеется  выбрать для себя ту жизнь, о которой он мечтал в детстве и юности. И у него все получится и в семейной жизни, и с выбором профессионального пути, если он попадет, как писал Владимир Высоцкий, в свою «колею». А разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика всегда под силу настоящему учителю, классному руководителю.Всем присутствовавшим на заседании Круглого стола были вручены сертификаты участника и комплекты полиграфических и рекламно-информационных материалов РУДН.