Главная Круглый стол «Проблемы естественнонаучной подготовки учащихся в рамках довузовского и профильного

Круглый стол «Проблемы естественнонаучной подготовки учащихся в рамках довузовского и профильного

 

22 марта 2018 года с целью достижения показателей раздела VII «Способные студенты – успешные выпускники» Программы комплексной модернизации РУДН состоялся круглый стол «Проблемы естественнонаучной подготовки учащихся в рамках довузовского и профильного обучения» для учителей-предметников СОШ по математике, физике, химии, информатике и преподавателей естественнонаучных дисциплин учреждений СПО.

 

 

Началась регистрация участников круглого стола

 

Состоявшееся заседание круглого стола стало продолжением цикла запланированных встреч со школьными учителями, занимающихся исследованиями в области профильного обучения и довузовской подготовки. В рамках Программы комплексной модернизации уже состоялся круглый стол «Поэтапное профессиональное самоопределение школьников», а в перспективе – заседание учителей-предметников по дисциплинам гуманитарного профиля.     

 

 

Учителя-предметники изучают рекламно-информационные материалы Приемной комиссии РУДН перед началом заседаний секций

 

В школьном естественнонаучном образовании сегодня существует множество проблем, что признается практически всеми учителями-предметниками негуманитарного профиля. Об их наличии свидетельствуют и результаты единого государственного экзамена, и существенно более низкая популярность специальностей, связанных с математикой, информатикой, физикой, химией, биологией (не считая медицины) при выборе приоритетных профессий выпускниками школ.

 

Участники секций по химии и физике слушают информацию о РУДН

 

 

Сегодня обществом в целом естественнонаучное знание не осознается как ценность. С усилением внимания к общечеловеческим, гуманитарным ценностям, естественнонаучное знание почему-то стало противопоставляться им.

С одной стороны, государство декларирует необходимость развития серьёзных фундаментальных исследований, приоритет высоких технологий, что требует качественной подготовки школьников в этих областях.

С другой стороны, ФГОС среднего образования предполагает, что такие предметы, как физика, химия и информатика являются предметами по выбору, а значит, большинство российских школьников будут изучать эти науки на ознакомительном уровне, который не предполагает изучение этих дисциплин при получении высшего образования.

Такая постановка проблемы определила цель проведенного Круглого стола – детально рассмотреть следующие вопросы:

·                    Требования ФГОС и реальная картина естественнонаучной подготовки российских школьников.

·                    Общие недостатки, снижающие естественнонаучный уровень грамотности учащихся.

·                    Причины недостатков в обучении естественнонаучным дисциплинам в основной школе и их преодоление.

·                    Значимость эффективной организации довузовской подготовки и профильного обучения предметам естественнонаучного цикла.  

 

Модераторы Круглого стола перед началом заседания своих секций обсуждают регламент и формат выступлений

 

Модераторами круглого стола выступили:

В секции «Математика»  – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического анализа и теории функций Николай Борисович Журавлев.

 

Доцент Н. Б. Журавлев ведет секцию по математике

 

В секции «Химия» – кандидат химических наук, доцент кафедры общей химии Елена Юрьевна Невская.

В секции «Физика» – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной физики Александр Яковлевич Терлецкий.

 

 

 

Модераторы секции по химии Е. Ю. Невская и секции по физике А. Я. Терлецкий выступают перед школьными учителями


 

 

В секции «Информатика» – преподаватель IT-школы Samsung в РУДН, преподаватель информатики в лицее НИУ «Высшая школа экономики» Владимир Вячеславович Куренков.

 

Учителя-предметники слушают выступление В. В. Куренкова о развитии системы знаний в области современых информационных технологий

 

В секциях круглого стола приняли участие 70 учителей-предметников СОШ по математике, физике, химии, информатике, а также преподаватели естественнонаучных дисциплин учреждений СПО из Москвы и ближнего Подмосковья.

Модераторы секций круглого стола помимо обсуждения обозначенных проблемных вопросов активно делились своими наблюдениями об уровне естественнонаучной грамотности учащихся, с которыми они работали как в процессе довузовской подготовки, так и на первых курсах вуза, приводили примеры выбора методов решения той или иной задачи при ее обсуждении с учащимися.

 

Доцент Н. Б. Журавлев решает с учителями задачи по математике

 

 

Со своими сообщениями также выступили и школьные учителя.

Учитель химии ГБОУ «Школа №158» Вера Александровна Королева выступила на тему «Роль химического эксперимента в формировании естественнонаучной грамотности учащегося».

 

Учитель В. А. Королева зачитывает подготовленный доклад

 

Учитель химии МБОУ «Школа №22» городского округа Балашиха Инна Ивановна Пронина представила доклад «Формирование познавательного интереса учащихся к изучению химии во внеурочной деятельности».

  

 И. И. Пронина выступает перед коллегами

 

Заместитель директора по учебной работе частной общеобразовательной организации «Московская интернациональная школа «Планета» Алла Владимировна Симонова презентовала свою авторскую систему подготовки к ГИА.

 

Зам. директора частной школы А. В. Симонова рассказывает о подготовке учеников

к Государственной итоговой аттестации

 

По завершению круглого стола школьные учителя долго не расходились, в частном порядке обсуждали профессиональные эпизоды работы с учениками, совместно искали пути решений некоторых трудных задач из вариантов ЕГЭ и ОГЭ, активно фотографировались, обменивались контактами.

 

 

Доцент Е. Ю. Невская с благодарными учителями

Всем присутствовавшим на заседании Круглого стола были вручены комплекты полиграфических и рекламно-информационных материалов РУДН, а также заслуженные сертификаты, за что учителя выразили свою признательность организаторам, поскольку участие в мероприятиях подобного рода является необходимым условием при повышении аттестационной категории специалиста.