Главная Профильное обучение в современной российской школе

Профильное обучение в современной российской школе

Скачать: 

 

 21 октября 2015 года в целях достижения показателей раздела VII «Способные студенты – успешные выпускники» Программы комплексной модернизации РУДН на 2015-2020 гг. состоялась научно-практическая конференция «Профильное обучение в современной российской школе». На конференцию были приглашены учителя СОШ, преподаватели СПО и психологи, занимающиеся вопросами профильной и предпрофильной подготовки, а также студенты старших курсов и аспиранты, чья область научных изысканий связана с педагогикой и психологией.

 

 

Современный выпускник средней школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, нужных ему для самореализации в условиях постоянного большого выбора. Поэтому неслучайно важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является её ориентация не только на усвоение обучающимся определенной системы знаний, но и на развитие его личности, учет интересов, склонностей, способностей в соответствии с профессиональными интересами и намерениями продолжения образования.

Этот тезис был положен в основу комплекса проблемно-тематических направлений, рассмотренных на конференции:

 

  • Задачи системы профильного обучения в средней школе.
  • Проблемы организации профильного обучения в российских школах.
  • Самообразование учащихся в профильном обучении.
  • Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки.
  • Профессиональное самоопределение во внеурочной деятельности.
  • Элективные курсы в профильном обучении.
  • Тьюторское сопровождение профильной подготовки школьников.


С вступительным словом к собравшимся обратился декан филологического факультета доктор филологических наук, профессор Виктор Владимирович Барабаш, отметивший, что филологический факультет Российского университета дружбы народов готовит профессиональные кадры в области педагогики и психологии уже более 50 лет.

Виктор Барабаш приветствует собравшихся

  
Пленарное заседание открыла кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета, специалист в сфере когнитивно-стилевой организации личности Елена Ивановна Беловол. В своем докладе «Профессионально-диагностические методики как помощь в выборе будущей специальности – профессии» профессор рассказала о разработанных ею  методиках для выявления профессиональных предпочтений учащихся на основе анализа выборов определенных видов деятельности. Методики профессора Е.И. Беловол дают возможность оценить сферу интересов учащихся сразу по нескольким видам деятельности и выявить специфику интересов школьников, начиная от желания ознакомиться с той или иной областью знания и заканчивая характеристиками отношения к ее практической реализации.

Елена Беловол выступает с презентацией

В докладе следующего выступающего – кандидата психологических наук, педагога-психолога ГБОУ «Школа №825» г. Москвы Екатерины Сергеевны Бабаевой были рассмотрены особенности мотивации учения школьников в современных условиях. Психолог рассказала, что ею установлено расхождение в представлениях преподавателей между тем, что помогает учащимся достигать успехов в учении, и осознаваемыми и реально действующими мотивами учения детей. Например, преподаватели отмечают такие личностные качества учащихся, как трудолюбие, организованность и ответственность. Школьники в реальности руководствуются иными побуждениями: успешно продолжить обучение в избранном вузе, получить аттестат, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Мотивы долга, ответственности и направленности на глубокие знания не имеют такой сильной мотивирующей силы, которой ожидают преподаватели. 


Екатерина Бабаева отвечает на вопросы о своем научном исследовании Екатерина Бабаева отвечает на вопросы о своем научном исследовании

Завершило пленарное заседание сообщение учителя химии ГБОУ «Гимназия   № 1636 «НИКА» г. Москвы Наталии Геннадиевны Зюзькевич «Исследовательский практикум по химии как элективный курс при профильном обучении».
Школьный учитель на примерах из опыта своей работы рассказала, какие проблемы стоят перед учителями-предметниками в условиях профилизации образования. 

По словам  Н.И. Зюзькевич, опыт проведения исследовательского практикума как отдельного курса в профильных классах показывает, что учащиеся уверенно сдают единый государственный экзамен, успешно участвуют в олимпиадах и не испытывают затруднений на практических работах в вузах. Даже один дополнительный час в неделю (а лучше два) регулярно и еженедельно в течение двух лет значительно повышает мотивацию к изучению предмета, облегчает его понимание и делает более наглядным. Несмотря на то, что исследовательский практикум выносится за сетку расписания и проводится во второй половине дня после уроков, учащиеся крайне редко пропускают эти занятия.

      
Учитель химии Наталья Зюзькевич – об опыте своей работы Учитель химии Наталья Зюзькевич – об опыте своей работы

Во второй части научно-практической конференции  участники продолжили работу на секциях «Профессиональное самоопределение во внеурочной деятельности и элективные курсы в профильном обучении» и «Проблемы организации профильного обучения в российских школах и психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки», где имели возможность высказать свою позицию по тем или иным вопросам в области российского образования и принять участие в оживленной дискуссии.

Общий итог встречи школьных учителей, психологов, молодых исследователей выразился в признании того факта, что профильное обучение с учетом психолого-педагогического сопровождения в российских школах необходимо, а Единый государственный экзамен при условии его усовершенствования также имеет право на    существование как один из вариантов итоговой аттестации выпускников школ.

По завершении научно-практической конференции все участники получили  заслуженные сертификаты По завершении научно-практической конференции все участники получили  заслуженные сертификаты

По итогам работы научно-практической конференции «Профильное обучение в современной российской    школе» планируется подготовить электронный сборник тезисов докладов (статей) участников конференции.