Главная Повышение квалификации

Повышение квалификации

Конференция-вебинар «Интенсификация социально-профессионального самоопределения старшеклассников»

Запись конференции-вебинара "Интенсификация социально-профессионального самоопределения старшеклассников" (смотреть)

Запись конференции-вебинара "Интенсификация социально-профессионального самоопределения старшеклассников" (скачать)

Фотографии конференции-вебинара

В рамках реализации Программы повышения конкурентоспособности РУДН среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект М3.1.1.П1) 20 апреля 2017 года состоялась конференция-вебинар «Интенсификация социально-профессионального самоопределения старшеклассников».

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека.
Работа по профессиональному самоопределению – это часть общего процесса социализации личности, часть воспитания конкурентоспособного и успешного человека, целенаправленного развития у него способности к жизненному и профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение невозможно осуществить вне сферы образования. При этом система образования призвана обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения спектра профессий (от простого рабочего до высококвалифицированного специалиста), с учетом конкретной ситуации на рынке труда и потребностей рынка труда в будущем.

Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции в практике работы по профессиональной ориентации молодежи, нерешенными остаются следующие проблемы:

  • рассогласованность сложившихся профессиональных предпочтений обучающихся с потребностями рынка труда в наиболее востребованных профессиях;
  • отсутствие четких механизмов по взаимодействию образовательных организаций в рамках сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в условиях непрерывности образования;
  • недостаточная координация действий субъектов профориентации: учебных заведений на всех уровнях подготовки, специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, представителей органов исполнительной власти, потенциальных работодателей – отраслевых предприятий, представителей бизнес-сообщества, привлекаемых в качестве внешних экспертов к решению задач профессиональной ориентации обучающихся;
  • несформированность единых требований для образовательных организаций по проведению и оценке результатов профориентационной работы;
  • отсутствие единого регламента, обеспечивающего преемственность профориентационной работы на всех ступенях образования.

Конференция-вебинар была организована в очно-дистанционной форме: желающие лично принять участие в общении с практикующим психологом собрались в мультимедийной аудитории № 207 ЦМДО «Уникум» (на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН); остальные слушатели подключились к конференции через сеть Интернет с помощью специального сервиса для проведения вебинаров «Mirapolis Virtual Room». Технологии дистанционного общения, отработанные в РУДН на базе ЦМДО «Уникум», позволили всем участникам слышать и видеть друг друга, задавать и отвечать на вопросы.
В конференции-вебинаре 23 учителя-предметника приняли очное участие, к онлайн-трансляции подключились 10 школ-партнеров РУДН, в их числе средние общеобразовательные учреждения из Люберец, Лобни и Ленинского района Московской области, а также магистры-психологи, решившие повысить уровень своих знаний в узкой специализации и применить их во время прохождения практик в средних общеобразовательных учреждениях.

Координатор вебинара Галина Каменева детально рассмотрела со школьными учителями эффективность и пути современного профессионального самоопределения школьника, имеющиеся помехи к профессиональному поиску себя и основания для создания психологических трудностей, факторы, от которых зависит профессиональное самоопределение школьников.

Также со школьными учителями были проанализированы методики изучения статусов профессиональной идентичности, разработанные российскими психологами А. А. Азбель и А. Г. Грецовой, построенные как выбор «ступенек», на которых находятся школьники в процессе профессионального самоопределения.

Особое внимание было уделено опроснику профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой, с помощью которого исследуют степень готовности старшеклассников к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере. Данный опросник позволяет получить информацию о наличии у старших школьников профессионально ориентированных умений, успешности их реализации и эмоциональном подкреплении в различных профессиональных сферах.

Школьные учителя активно включились в работу конференции-вебинара и в ходе оживленной дискуссии пришли к выводу, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам. Даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии – и это координатор вебинара особо подчеркнула – происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что многие участники впервые столкнулись с такой формой проведения конференции, в процессе вебинара им удалось освоиться с особенностями онлайн-общения, и многие оценили удобство такой формы научно-методического контакта.

По окончании конференции-вебинара участники крайне позитивно отзывались о прошедшем общении, благодарили организаторов. Участникам конференции, присутствовавшим очно, были вручены сертификаты о прохождении вебинара и комплекты рекламно-информационных материалов РУДН.

 


 

Тренинг "Программа экспресс-диагностики профессиональных склонностей школьников"

Фотографии тренинга

В рамках реализации Раздела VII Программы комплексной модернизации РУДН на 2015-2020 гг. 20 апреля 2017 года состоялся практико-ориентированный тренинг «Программа экспресс-диагностики профессиональных склонностей школьников».

На психологический тренинг были приглашены учителя средних общеобразовательных и профессиональных учреждений, а также школьные психологи, желающие повысить свою профессиональную компетентность в диагностике профессиональных предпочтений школьников и определения их профессионального типа.

Процесс выбора будущей профессии не является простой задачей. При ее решении необходимо учитывать множество разнообразных фактов. Известно, что успешные профессионалы, которым работа доставляет радость, надолго сохраняют свое здоровье и поддерживают должную работоспособность до преклонных лет.

Одним из наиболее существенных факторов, в соответствии с которым люди выбирают себе профессию, является интерес к ее содержанию. Если человеку нравится содержание труда, то он будет с удовольствием работать, повышать свой профессиональный уровень, будет стремиться завоевывать авторитет в профессиональном сообществе и, в конечном счете, его труд будет высоко оцениваться.

Немаловажным фактором является также оценка своих собственных профессиональных способностей. Любая деятельность выдвигает конкретные требования к человеку с точки зрения пригодности к ней, что неизбежно накладывает ряд ограничений на выбор той или иной профессии. Именно поэтому процесс выбора будущей работы предусматривает не только необходимость учета желаний человека, но и оценку уровня его соответствия требованиям выбираемой профессии.

     

Этим была определена цель проведения практико-ориентированного тренинга – научить учителей средних общеобразовательных учреждений и школьных психологов на основе разработанных специалистами РУДН методик самостоятельно выявлять совпадения между множественными выборами профессиональной ориентации школьников, включающих в себя:

  • вербальную методику определения профессиональных склонностей и способностей;
  • графический тест, выявляющий склонность личности к таким видам деятельности, как руководитель, ответственный исполнитель, изобретатель, ученый; а также личностные особенности – тревожно-мнительный, интуитивный, эмотивный, нечувствительный к переживаниям других и др.;
  • проективный тест незаконченных предложений, выявляющий отношения испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий.

Ведущим тренинга выступила кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов, специалист в области психологических особенностей старших школьников и студентов Марина Игоревна Волк.


      

Марина Игоревна Волк в 2016 году разработала тест, который был взят за основу для проведения профессионально-диагностического тестирования среди учеников старших классов школ-партнеров РУДН в рамках выполнения показателей Раздела VII Программы комплексной модернизации РУДН. Выбор тестовых методик доцента М.И. Волк был обусловлен его компактным содержанием и удобностью решения школьниками в условиях дефицита времени.

Практико-ориентированный тренинг был организован в очной форме: желающие принять участие в общении с практикующим психологом, автором теста по профессиональной диагностике, собрались в мультимедийной аудитории № 207 ЦМДО «Уникум» (на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН).

В тренинге приняли участие 23 учителя-предметника школ-партнеров РУДН из Москвы, Люберец, Лобни и Ленинского района Московской области, а также магистры-психологи, решившие повысить уровень своих знаний в узкой специализации и применить их во время прохождения практик в средних общеобразовательных учреждениях.

Ведущая тренинга Марина Игоревна Волк раздала всем присутствующим разработанный тест, состоящий из 3 частей, каждый из которых представляет определенную методику профессиональной диагностики, и пояснила, что согласованность всех трех методик демонстрирует сформированную профессиональную ориентацию школьника. Согласованность двух методик указывает на недостаточный уровень профессионального самоопределения, а несогласованность трех полученных результатов означает несформированную профессиональную направленность личности.

    

Первая часть (методика) теста выявляла у испытуемого следующие склонности:к работе с людьми, к исследовательской (интеллектуальной) работе, к практической деятельности, к эстетическим видам деятельности, к экстремальным видам деятельности, к планово-экономическим видам деятельности.

Вторая часть (методика) теста определяет у испытуемого тип его личности: «руководитель», «ответственный исполнитель», «ученый», «изобретатель», «тревожно-мнительный тип», «интуитивный тип», «эмотивный тип», «нечувствительный к переживаниям других».

В третьей части (методике) теста респондентам предлагается закончить специальное предложение на выявление отношения испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий.
   
Участники тренинга под руководством специалиста в области психологических особенностей старших школьников и студентов учились давать верную расшифровку каждого предлагаемого варианта ответа теста, подсчитывать и суммировать результаты и давать самостоятельное заключение.

Разумеется, все участники тренинга протестировали самих себя. Некоторые были удивлены полученными результатами, однако большая часть присутствующих выявила, что свой профессиональный жизненный путь был выбран верно.

По окончании практико-ориентированного тренинга участники очень позитивно отзывались о прошедшем обучении, благодарили организаторов и ведущую, к которой выстроилась очередь желающих задать дополнительные вопросы и пригласить доцента с лекциями к себе в школы.


     

Всем участникам мероприятия были вручены сертификаты о прохождении тренинга и комплекты рекламно-информационных материалов ЦМДО «Уникум» и приемной комиссии РУДН.