Главная Синдром профессионального выгорания педагога и его профилактика

Синдром профессионального выгорания педагога и его профилактика

26 апреля 2018 года с целью достижения показателей раздела VII «Способные студенты – успешные выпускники» Программы комплексной модернизации РУДН состоялся психологический семинар-тренинг «Синдром профессионального выгорания педагога и его профилактика».

На психологический тренинг были приглашены учителя средних общеобразовательных учреждений и педагоги учреждений СПО, желающие научиться определять и предотвращать профессиональную деформацию личности, а также школьные психологи для повышения свой квалификации.

 

На регистрации участников семинара-тренинга

В рамках Программы комплексной модернизации РУДН подобные тренинги для школьных учителей, призванные оказывать практическую психологическую и консультативную поддержку в профессиональной сфере, проводятся уже не в первый раз –  в предыдущие годы приглашенные нами специалисты помогали педагогам грамотно выстраивать личностно-развивающие диалоги на своих уроках, учили диагностировать профессиональные предпочтения школьников и определять их профессиональный тип.

 

На тренинг приехали учителя из школ Москвы и Подмосковья

 

Актуальность темы психологического семинара-тренинга была обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, поскольку профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Многочисленные психологические исследования показывают, что у лиц, работающих в различных сферах коммуникативной деятельности, очень часто встречается состояние эмоционального истощения.

Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинают терять интерес к профессии, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них могут развиваться соматические заболевания и невротические расстройства.

Профессия учителя – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что его

 

профессиональный труд отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Ведущим психологического семинара-тренинга выступила практикующий школьный психолог, член Международного Психологического общества почета Psi-Chi Марина Владимировна Гридунова.

 

 

Психолог Марина Гридунова ведет тренинг

 

На основе предложенных диагностических тестов (за основу был взят опросник трехфакторной модели «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» американских психологов К. Маслача и С. Джексона в адаптации                             Н. Водопьяновой) учителя выявляли у себя три основные составляющие синдрома профессионального выгорания: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Участники тренинга подробно рассмотрели факторы профессионального выгорания, включающие в себя как чрезмерную, так и недостаточную рабочую нагрузку, материальную составляющую труда,

 

перечень функциональных обязанностей, социальную справедливость и систему ценностей.       

В практической части семинара-тренинга Марина Гридунова  дала основные советы по профилактике психологического выгорания, поиску и восполнению  психологических ресурсов, предложила рекомендации и меры по предотвращению стрессовых воздействий межличностного общения.

 

 

Учителя выполняют задания тренинга

 

Особый акцент был сделан на умении избавляться от негативных эмоций, создавать условия для получения положительного настроя, способности обращаться за помощью и принимать ее.

  

Участники выполняют упражнение «Избавление от накопившихся проблем»

Одно из упражнений, которое предложила психолог, особенно понравилось собравшимся учителям. Участники подробно описывали свои негативные эмоции на специально приготовленных организаторами бланках, рассуждали о причинах стрессовых ситуаций, «жаловались» на обидчиков, а потом дружно разрывали свои записи, демонстративно выбрасывая их в мусорную корзину. Казалось бы, примитивное упражнение, однако всеобщее радостное настроение не покидало участников до конца мероприятия.          

 

 

Позитивные эмоции участников

 

Психологический семинар-тренинг был организован в очной форме: желающие принять участие в общении с практикующим психологом собрались в мультимедийной аудитории № 104 ЦМДО «Уникум» (на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН).

В тренинге приняли участие 98 учителей-предметников, директоров и заместителей директоров школ не только из школ-партнеров РУДН, но и школ Подмосковья, представители которых приехали на тренинг с дальнейшим желанием заключить с РУДН договоры о сотрудничестве.

По окончании психологического семинара-тренинга участники очень позитивно отзывались о прошедшем обучении, благодарили организаторов и ведущую, к которой выстроилась очередь желающих задать дополнительные вопросы и пригласить специалиста с лекциями к себе в школы.

 

 

Отзывы участников

 

Справедливости ради, нужно сказать, что были замечания и предложения в адрес организаторов тренинга. Учителя из спецшколы №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья из Щелковского муниципального района попросили в дальнейшем обратить внимание на рекомендации по профилактике стрессовых ситуаций у учителей, работающих с детьми с ОВЗ. Организаторы приняли это во внимание и предложили очередную встречу специально посвятить этой актуальной проблеме.

 

Завершая полезный в конце учебного года психологический тренинг для учителей, ведущая мероприятия Марина Гридунова сказала, что лучшей профилактикой профессионального выгорания  остается всегда помнить, что работа – это всего лишь часть жизни!

 

 

 

Всем участникам мероприятия были вручены сертификаты о прохождении психологического семинара-тренинга, комплекты рекламно-информационных материалов ЦМДО «Уникум» и приемной комиссии РУДН.