Главная Сопровождение профориентационной работы

Сопровождение профориентационной работы


Профессиональное самоопределение является одним из значимых решений в жизни любого человека. От ответа на вопрос «кем стать?» зависит не только выбор профессии и развитие в ней, но и образ жизни, социальное окружение, а также уровень благосостояния и, как следствие, социальное и психологическое благополучие. В современных условиях профессиональное самоопределение становится актуальным для различных возрастных групп и на разных этапах жизнедеятельности человека. Однако особую значимость вопрос профессионального самоопределения приобретает у старшеклассников.

Именно в школе учащийся делает первый шаг к своей будущей профессии, выбирая профиль обучения и индивидуальную траекторию, осуществляя подготовку к экзаменам по определенным предметам. Но существует много аспектов, из-за которых школьник может ошибиться в своем выборе. Недостаточная осведомленность о специфике профессии, психологическая неподготовленность, отсутствие навыков принятия ответственных решений, давление родителей, повторение за одноклассниками – все это способно негативно повлиять на выбор. Поэтому профессиональное самоопределение – это сложный процесс, требующий осознанного самоизучения со стороны учащегося, а также совместной и согласованной работы таких агентов социализации, как семья, школа (педагоги и психологи) и высшее учебное заведение.

Российский университет дружбы народов принимает активное участие в профильном обучении школьников. Уже более 5 лет мы ведем работу, направленную на помощь в профессиональном самоопределении школьников, в подготовке к поступлению в университет, в предпрофильном и профильном обучении.

Целями такой деятельности для университета становятся, прежде всего, обеспечение преемственности и формирование системы непрерывного профессионального образования «школа – университет (вуз)», а также привлечение в университет талантливых и мотивированных молодых людей, их вовлечение в научную деятельность вуза.

Основными задачами, реализуемыми РУДН, можно назвать:

  • Знакомство учащихся с профессиями, как в теории, так и на практике.
  • Формирование знаний о профессионально важных качествах.
  • Формирование компетенций, востребованных на современном рынке труда.
  • Помощь в выявлении индивидуально-личностных особенностей школьников.
  • Стимулирование учебной и научной активности учащихся.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Развитие навыков самопрезентации.
  • Расширение сферы интересов.
  • Внедрение системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на интеграцию подходов вуза и школы к становлению личности будущего профессионала.


 Основными средствами достижения озвученных задач становятся следующие мероприятия:
 

  • Проведение занятий преподавателями РУДН в профильных классах школ-партнеров.
  • Организация проектно-исследовательской работы школьников на базе кафедр и лабораторий РУДН.
  • Профориентационная деятельность совместно с корпорациями, в рамках проектов: IT-школа Samsung; Программа «Приток» Московского аэропорта Домодедово; STEM-центры (Science, Technology, Engineering, Mathematics) корпорации Intel.
  • Проведение научно-образовательных мероприятий для школьников: конференций, олимпиад, конкурсов проектов.
  • Участие в московском проекте «Университетские субботы».
  • Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения: собственное профориентационное тестирование.
  • Организация экскурсий на кафедры и в лаборатории РУДН.
  • Сотрудничество с учителями СОШ, преподавателями учреждений СПО, заместителями директоров средних общеобразовательных и профессиональных учреждений по воспитательной, научной и учебно-методической работе, психологами, специалистами-практиками, занимающимися исследованиями в области профориентации и работой с профильным обучением школьников.